| 
						
							| 
 |  
							| 
								
									|  |  
									|  
   
    | Тел./Факс:  
    
                   | 8(4912)50-10-20  |  |  |  | Новости компании
			 » Плюсы участия бухгалтера в создании бизнес-процессов
	
				29.10.2015
					 
Виктор Лучков, 
  
эксперт-практик по внедрению систем управления бизнесом, Член Гильдии маркетологов России, ведущий эксперт и партнер консалтинговой группы «Михаил Рыбаков и партнеры», эксперт Президентской программы подготовки управленческих кадров, сертифицированный бизнес-тренер, предприниматель.   www.victorluchkov.ruРуководители компаний все чаще задумываются об описании бизнес-процессов. Формализацию бизнес-процессов лучше всего проводить в ходе корпоративных сессий. Сессия – это совместная работа ключевых лиц предприятия. Работа по организации деятельности компании и отдельных подразделений. На сессии участники договариваются о лучшем взаимодействии разных сотрудников компании и фиксируют свои договоренности на бумаге в бизнес-процессах.  При подготовке к 2-3-дневной сессии мы вместе с первыми лицами компании определяем круг участников. Практически всегда бывает непросто убедить руководителя компании – пригласить на сессию представителей бухгалтерии. У руководителя возникает непонимание, чем будет заниматься бухгалтер на сессии, если он не участвует в производственных и коммерческих процессах компании. У вас так же может возникнуть закономерный вопрос: «а при чем тут бухгалтер?»  
  Проблемы, решаемые бизнес-процессамиТри аргумента в пользу участия бухгалтера в такой работе. Эти проблемы есть почти в каждой компании:  1.	Трудности с делегированием работы с первичкой другим сотрудникам компании: оператору, кладовщику, экспедитору, менеджеру по продажам. Не правильно оформляют документы, забывают оформить, поставить нужные подписи и печати.  2.	Сложно обеспечить своевременный возврат первички по сделкам компании от клиентов и поставщиков. Это нервы, постоянная дерготня, звонки клиентам и уговоры менеджеров и закупщиков подписать документы у клиентов и поставщиков.  3.	Сложно решить проблемы с просроченной дебиторкой, уменьшить кассовые разрывы и свое участие в «выбивании долгов».  Без совместного обсуждения руководителей и сотрудников компании с участием представителей бухгалтерии подобные проблемы не решить. На корпоративной сессии мы создаем среду, в которой ключевые люди компании включены в обсуждение общих задач и проблем. По факту, участники дискуссии быстро находят решения и договариваются о последовательности шагов и результатов в бизнес-процессе.  Благодаря коллективной работе вы сможете:  1.	Задать правила документооборота, движения денег и ТМЦ.  2.	Организовать электронный документооборот по установленным правилам, в том числе и в программе 1С.  3.	Организовать фактическое движение денег и ТМЦ.  
   
    
 Правила документооборотаВо многих организациях наблюдаем похожую болячку – отсутствие понятных «правил игры». Нет правил в целом по деятельности сотрудников компании, и нет правил в узком вопросе документооборота. Сотрудники компании элементарно не знают требований к правильному оформлению документов. Ни руководители, ни представители бухгалтерии не записали и выдали эти требования работникам предприятия, не провели обучение для выработки нужных навыков.  Решение руководства компании о переходе на управление бизнес-процессами, подразумевает создание Правил и Требований. Для формализации процессов нужны правила. Но еще сильнее правила нужны для внедрения описанных процессов в повседневную жизнедеятельность компании.  Для сотрудников бухгалтерии – это отличная возможность навести порядок в бухгалтерском и рабочем документообороте, а также движения денег и ТМЦ.Получить реальную поддержку от первых лиц компании.  Приведу таблицу с несколькими правилами, которые связаны с бизнес-процессами и решают проблемы, обозначенные ранее по тексту.    
  
 
   	 		 
       			| Проблема | Правило |   			| 1. Сотрудники не знают, не умеют правильно оформлять документы | 1. Бухгалтер – внутренний консультант для сотрудников компании. 2. Каждый сотрудник проходит регулярное обучение и аттестацию по оформлению рабочих и отчетных документов в рамках бизнес-процессов |   			| 2. Сотрудники забывают оформить документы, поставить подписи и печати | 3. Премия сотрудника зависит от точного выполнения бизнес-процессов |   			| 3. Документы не возвращаются в бухгалтерию | 4. Любой бизнес-процесс считается завершенным после полного выполнения заявки клиента, полной оплаты и закрытия всех документов. 5. Премия сотруднику начисляется по итогам завершенных бизнес-процессов. |   			| 4. Просроченная и невозвратная дебиторка | 6. Отгрузка клиентам производится в рамках утвержденных лимитов товарного кредита. 7. Только сотрудник бухгалтерии имеет право подтвердить фактическое поступление денег от клиента. Ставя свою подпись, он разрешает дальнейшее исполнение бизнес-процесса. 8. Премия сотруднику начисляется по итогам полностью завершенных сделок: клиент доволен, документы закрыты, деньги от клиента 100% поступили  
            
 |   
    
  
  Эти правила универсальны и действуют для всех бизнес-процессов и для всех категорий сотрудников и руководителей. Некоторые правила можно объединить, например, 4-е, 5-е и 8-е.  
    
  Пример организации бизнес-процесса Рассмотрим знакомую многим ситуацию. Продажа товара с доставкой клиенту (на склад, в офис или домой). Какие риски мы должны учесть при описании бизнес-процесса?  1.	Товар не понравился (не подошел) клиенту. Как правильно оформить отказ, чтобы не возникло конфликта. След на бумаге необходим и для контроля водителя-экспедитора, что он товар довез до адресата.  2.	Клиент товар принял, но документы не подписал, а экспедитор не смог (забыл) потребовать. Опять же след необходим во избежание возможных претензий со стороны клиента, а также для контроля сотрудников компании.  3.	Экспедитор оформил все документы, но никому их не возвратил. В компании не потребовали с него документы сразу, а потом про них забыли. Вспомнили, когда они потребовались в отчетный период.  4.	Экспедитор ответственный, все делает четко, документы всегда возвращает. Но однажды возникнет ситуация, когда документы будут потеряны (либо экспедитором, либо в бухгалтерии). Если в бизнес-процессе не фиксируется факт приема-передачи документов, начнутся взаимные обвинения.  Графически такой бизнес-процесс будет выглядеть так, см. рис.1.  
  
  Рис.1. Блок-схема бизнес-процесса «Продажа за наличный расчет с доставкой клиенту»  
  
 
  Когда процесс смоделирован, по необходимости можно сделать детализацию отдельных шагов процесса на подпроцессы. Далее, начинается самое интересное – обкатка бизнес-процесса и подтверждение того, что при разработке были учтены и устранены все риски. Устранение причин возможных рисков – главная выгода и мощный стимул потратить силы и время на формализацию технологии работы предприятия.  Главная проблема во времени. Его никогда не хватает. Времени нет, чтобы остановиться и подумать «как мы работаем». Но еще меньше времени остается на внедрение нововведений. К тому же ему мешает естественное сопротивление, вызванное недоверие людей к новому. Но всегда есть выбор: каждый раз инструктировать сотрудников и контролировать каждый шаг, либо вложиться и выстроить процесс, чтобы многократно им все пользовались и «не косячили».  Правильно выстроенные процессы обеспечивают предсказуемый результат!  | 
 
 ![кабинет]()  
 
 ![НОВЫЙ ПРАЙС]()  
 
 
							Новости компании
	
					16 Июль 2024 г.
									Битрикс 24 — это многофункциональный инструмент для организации любого вида деятельности.
 
Программа облегчит работу вашей компании, учебного заведения или индивидуального
 
предприятия.							 подробнее 
					16 Апрель 2024 г.
									Фирма "1С" объявляет о старте 3 апреля 2024г. Всероссийского конкурса "Лучший пользователь 1С". Конкурс является преемником конкурса "Лучший пользователь 1С:ИТС", который фирма "1С" проводила 12 лет.							 подробнее 
					12 Декабрь 2023 г.
									«Сайт государственной организации 3.0 + версия для слабовидящих» от АЛЬФА Системс 							 подробнее 
					8 Декабрь 2023 г.
									Список наших услуг растет, обращайтесь, мы поможем!							 подробнее 
					19 Апрель 2023 г.
									Фирма "1С" объявляет о старте 3 апреля 2023 г. XII Всероссийского конкурса "Лучший пользователь 1С:ИТС". К участию приглашаются бухгалтеры коммерческих организаций и бюджетных учреждений, руководители и собственники бизнеса, ИТ-специалисты, кадровики и другие пользователи 1С.							 подробнее 
					23 Ноябрь 2022 г.
									23 ноября компания «Промавтоматика» организовала большое студенческое мероприятие, посвященное карьере в сфере «1С».
							 подробнее 
 |